Искусство

Торжество технологий или фантастическая мелодрама

«Москва-Сити» — ​место, где рождается будущее. А каким оно будет, предугадывает новый роман известного российского писателя Влада Лукрина «Машина, сгоревшая от любви». Любовный треугольник в этом романе весьма неожиданный. В борьбе за импозантного молодого ученого Марта Григорьевича сходятся две женщины — ​земная и… робот с внешностью кинозвезды. Живое женское кокетство или безупречная компьютерная программа — ​кто выйдет победителем в этом поединке?

Любовь человека и робота… Для научной фантастики — ​сюжет старый, но не устаревший. Наоборот, в наше время он особенно актуален. Все большую популярность набирает виртуальное общение. Уже кажется: то, что было фантастикой во времена выхода на экраны фильма «Бегущий по лезвию», завтра станет реальностью.

В своей книге автор рисует именно такую картину завтрашнего дня. Роботы для удовольствий стали обыденностью, желающий может заказать себе робота с любой внешностью: копию любимой актрисы, одноклассницы и так далее. При этом любить живых женщин никто не запрещает, но мужчины все-таки предпочитают роботов — ​всегда можно выключить. Удобно.

Так и живет молодой педагог по имени Март. Он не жалуется на отсутствие женского внимания, зачем ему настоящие женщины, когда есть Лалла — ​робот, как две капли воды похожий на любимую актрису? Так продолжается до тех пор, пока у Марта не появляется новая ученица — ​девушка по имени Ника, будущая талантливая художница. И начинается борьба за мужчину.

В книге точно подмечена особенность психологии современных мужчин: пассивность, боязнь выйти из зоны комфорта. Уже сейчас девушкам все чаще приходится делать первый шаг, а то и по-настоящему добиваться парней. Что же будет в недалеком будущем? С безжалостной прямотой автор дает ответ на этот вопрос.

Книга написана в редком пока еще для нас жанре: это фантастическая мелодрама. Главное в ней — ​любовь, но любовь в мире торжества технологий. Как изменятся человеческие отношения? Сегодня это одна из важнейших тем в мировой литературе и кинематографе.

Автор впервые показывает классический треугольник в новом формате: одной из сторон является искусственная женщина. Однако помимо этой истории прослеживается еще несколько других интересных сюжетных линий. И в целом автор не концентрируется на одной теме: ему не менее важно показать антиутопическую модель общества, где власть захватила интеллектуальная элита. Нашлось место и для экшен-сцен.

Сюжет — ​рассказ о том, что вполне может ожидать человечество в ближайшие столетия: людей заменили роботы. Мужчинам больше не нужны женщины, им вполне хватает силиконовых подруг. Вся реальность вокруг иллюзорна, а люди поделены на две категории: «успешные», живущие полной жизнью, сумевшие адаптироваться к новой электронной реальности, и «неуспешные», те, кто привык выполнять работу своими руками и физическим трудом, — ​их заменили роботы, и потребность в их стараниях отпала. Между ними огромная стена.

Центральная тема — ​любовь: что заставляет человека в век технологий оставаться человеком и, несмотря на возможность удовлетворения своих потребностей с помощью машин, тянуться к другому человеку? «Вы не найдете в книге однозначного ответа на этот вопрос, я думаю, что тут каждый решает для себя, — ​говорит одна из читательниц книги. — ​По мне, так это родной запах, который чувствуешь, обнимая любимого человека. Но для меня эта книга еще и о другом: о борьбе старого и нового и о том, что прошлое никогда не умрет. Как никогда электронные книги не заменят бумажные, а интернет-СМИ — ​традиционные газеты и журналы, так никогда не перестанет мужчина тянуться к женщине и наоборот. Есть «вечные» понятия и вещи, которые машинам не под силу. Пока не под силу. Но я верю и надеюсь, что такой день не настанет».

Есть ли шансы у робота-женщины по сравнению с живой? А у детей из «бедного» квартала? «Когда я начинала читать книгу, я думала, что знаю, какой будет финал. И это ощущение уверенности меня не покидало где-то до середины, но я вот вообще не угадала, даже самую малость. Сюжет оказался намного интересней, чем мне виделось в самом начале. А развязка неожиданней. И я хочу увидеть продолжение», — ​говорит читательница.

Что же все-таки ждет нас впереди? Будущее Влада Лукрина нельзя охарактеризовать однозначно. Контраст триумфа науки и сверхвысоких технологий, наводнивших человеческую жизнь, с самыми бедными и малообразованными слоями общества не может не сосредоточить на себе внимание читателя, особенно если сравнить все с современными реалиями. Именно благодаря этому, да и не только, «Машина, сгоревшая от любви» из просто научно-фантастического романа превращается в многогранную историю, о которой у нас, читателей, уже не получится судить односторонне и уж тем более поверхностно. И этим она становится похожей на реальность особенно сильно…

Виктория Цыганкова