Искусство

События и тенденции мира искусства: с Запада на Восток

Мировые центры искусства становятся все более мобильными и постепенно перемещаются в направлении Азиатского региона.

Эта важная тенденция возникла не вдруг — ​арт-дилеры и аналитики уже второе десятилетие наблюдают эволюцию мирового арт-рынка, которая проявляется в росте географической экспансии значительных международных ярмарок искусства и ориентированности прежде всего на яркие масштабные события, создающие информационные поводы для СМИ.

TEFAF Маастрихт — ​главная антикварная ярмарка в Европе

С 10 по 18 марта в городе Маа­стрихт (Нидерланды) в 31-й раз прошла TEFAF — ​крупнейшая в мире ярмарка старого и современного искусства, антиквариата и дизайна. Небольшой средне­вековый городок известен также тем, что в 1673 году в Маастрихте погиб легендарный граф ­д’Артаньян, а в 1992 году здесь был подписан Договор о Европейском союзе. В 1988 году две ярмарки — ​Pictura Finе Art Fair, специализирующаяся на старых мастерах, и Antiquairs International, представляющая старинные предметы, — ​объединились под новым названием в залах конгресс-центра Маастрихта. Это была первая TEFAF, ставшая вскоре главным европейским форпостом в мире антиквариата. Самой сильной частью TEFAF с момента основания считается раздел живописи старых мастеров. Одно из достоинств ярмарки состоит в том, что здесь представлены все возможные категории и разделы коллекционирования: африканские маски и античная скульптура, ренессансный мрамор и рыцарские доспехи, качественная бронза, послевоенная живопись модернистов и современный дизайн. Предмет заслуженной гордости организаторов — ​комиссия из 175 экспертов, которые заранее осматривают все стенды, уточняют даты на этикетках и отфильтровывают экспонаты сомнительного качества. В этом году зрители смогли увидеть впечатляющую подборку шедевров: от Рембрандта до современного искусства. Музей Амстердама показал портреты голландского золотого века, в том числе «Портрет офицеров гильдии лучников» Бартоломеуса ван дер Хельста, а также серебряные кубки гильдии, которые присутствуют на картине и сохранились в музее до наших дней. Демонстрировалось на стендах и русское искусство: древнерусские иконы у амстердамской Morsink, А. Явленский у цюрихской Galerie von Vertes, изделия фирмы Карла Фаберже у лондонской Wartski и нью-йоркской A La Vieille Russie. Лондонская Sprovieri показала работу Ильи Кабакова «Вертикальная картина № 1» (2012). Ярмарка в Маастрихте всегда отличалась стабильностью и традиционностью. Тем не менее нынешнее, 31-е издание TEFAF демонстрирует тенденции к обновлению. Из 275 экспонентов ярмарки 16 — ​дебютанты этого года. Новый подход наблюдался и в застройке стендов, и в дизайне экспозиций. В связи с беспрецедентно большим количеством посетителей было решено устроить два вечерних VIP-предпросмотра и вернисажа вместо привычного одного. TEFAF, по сути, является воплощением заветной мечты любого коллекционера — ​«музеем, где все продается».

Очередная ярмарка «Арт–Гонконг» прошла в конце марта

С 29 по 31 марта в Convention & Exhibition Centre в 6-й раз прошла ярмарка Art Basel Hong Kong. В настоящее время функционирует только одна арт-ярмарка, которая объединяет все три главных мировых рынка — ​американский, европейский и азиатский. Это — ​Art Basel.

Астха Бутаил. Часть экспозиции проекта «В отсутствие письменности». Art Hong Kong 2018

Ярмарка в Гонконге — ​главное событие года для всего арт-рынка в Восточном полушарии. Географическое и политическое положение Гонконга таково, что рынок искусства просто не может не процветать. Его стремительный рост в последние годы напрямую связан с ростом экономики Китая. Для этого здесь имеется намного больше благоприятных условий, чем, например, в Токио или Южной Корее. Азиатский арт-рынок сейчас на 2-м месте после американского по суммарной стоимости продаж и на 1-м — ​по объему.

В прошлом году в Гонконге открыли филиалы многие ведущие международные галереи, включая Hauser and Wirth, Pace и David Zwirner. Среди тематических выставочных разделов Art Hong Kong 2018 самым многочисленным стал сектор Galleries, представивший большую часть списка из 248 галерей и более 4 тысяч художников. В рамках мероприятия индийская художница Астха Бутаил — ​победитель инициативы BMW Art Journey 2017 года — ​выступила с проектом «В отсутствие письменности».

Аниш Капур. Зеркало/Mirror (Black to Red Brandy Wine), 2015. На стенде Lisson Gallery

По мнению посетителей ярмарки, один из самых впечатляющих арт-объектов в экспозиции — ​инсталляция из картин и скульптур на стенде Gagosian Gallery. Это плод сотрудничества модного дизайнера, основателя бренда Off-White и нового арт-директора мужской линии Louis Vuitton Вирджила Абло и легендарного японского художника Такаси Мураками. Объект выставляли в лондонском филиале галереи этой зимой, а весной привезли в Гонконг. По словам представителей галереи, треть стенда была распродана еще до открытия ярмарки. Внимание коллекционеров, безусловно, в первую очередь привлекли топовые имена современного искусства, представленные сразу на нескольких стендах крупнейших галерей: Виллем де Кунинг, Джефф Кунс, Синди Шерман, Аниш Капур, Чен Фей, Эрмин Вурм. Заслуживает уважения также особая лояльность организаторов Art Hong Kong к талантливым молодым азиатским художникам. Очевидно, что у главного восточноазиатского центра культуры еще есть большой потенциал роста.

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» — ​наиболее полный объем уникальной частной коллекции впервые представлен в Пушкинском музее в Москве

Экспозиция «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» включает 82 произведения из собрания американских коллекционеров Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-­Каплан. Выставка проходит в ГМИИ им. А. С. Пушкина с 28 марта по 22 июля и продолжится в Эрмитаже с 5 сентября 2018 года по 13 января 2019 года.

Создатель Лейденской коллекции, названной в честь родного города Рембрандта, американский предприниматель Томас Каплан — ​довольно молодой увлеченный коллекционер искусства. Свою первую картину, «Портрет Дирка ван Берестейна» Герарда Дау, он купил в начале 2000-х. С тех пор он стал обладателем одного из крупнейших в мире собраний голландской живописи XVII века и самого большого частного собрания Рембрандта. Всего в мире существует 35 картин Рембрандта, принадлежащих частным лицам, и 12 из них — ​у Каплана. С самого начала основания Лейденской коллекции Томас с супругой решили, что будут предоставлять произведения для показа в музеях, публиковать каталоги, изображения и информацию в открытом доступе. Они отмечают, что старые мастера, особенно Рембрандт и его школа, которые являются частью истории искусства, вновь становятся актуальны в наше время. В прошлом году в Лувре проходила выставка из той же коллекции, только в меньшем объеме — ​всего 30 работ. Затем Лейденская коллекция отправилась в Пекин и Шанхай, Москву, Петербург и Абу-Даби. В российских музеях собрание Каплана показано более полно, включая рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя» и картину «Девушка за верджинелом» Яна Вермеера. Сам Рембрандт представлен произведениями разных периодов творчества: ранняя серия 1624–1625 годов включает три полотна «Аллегории пяти чувств», зрелое произведение мастера «Минерва» (1635), для которого позировала любимая Саския, является самым ценным во всей коллекции. Также заслуживают внимания работы коллеги Рембрандта по Лейденской мастерской Яна Ливенса: его «Авто­портрет» (1629–1630) и прекрасный «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (ок. 1631) — ​изображение принца Руперта Пфальцского. В Пушкинском музее можно увидеть и картины лучших учеников Рембрандта, в том числе Герарда Дау, Франца ван Мириса и Габриеля Метсю. Томас Каплан уверен, что его Лейденская коллекция имеет международное значение: «Мы, коллекционеры-американцы, можем использовать нидерландское искусство на выставке, которая начинает свою работу во французском музее, для наведения мостов между Западом и Китаем».

«Династия Мин: сияние учености» — ​китайский серебряный век

С 17 апреля по 25 июля более ­150 ценнейших произведений декоративно-прикладного искусства эпохи Мин — ​предпоследней императорской династии Поднебесной — ​привезут из знаменитого Шанхайского дворца и покажут в музеях Московского Кремля (выставочный зал Патриаршего дворца и зал Успенской звонницы). Эпоха династии Мин (1368–1644) была уникальным явлением в культуре, характерным только для Китая. Это была эпоха, когда интеллектуальная жизнь стала идеалом для всех слоев общества, когда стремление быть разносторонне образованными людьми, не только грамотными, но и глубоко понимающими искусство, литературу, философию и иметь собственные научные взгляды, охватило все население огромной империи.

Шпилька Фэньсинь, золото. Династия Мин (1368–1644)

На выставке в Кремле представлен тот самый драгоценный фарфор императорской мануфактуры, что до XIX века никогда не поступал на продажу за границу, более того, его никто не мог приобрести даже в самом Китае — ​только получить в дар от императора. Именно в период династии Мин императорский фарфор достиг своей непревзойденной вершины — ​технической и художественной. Музейная экспозиция воссоздаст кабинет китайского интеллектуала эпохи Мин: элегантный и сдержанный интерьер с предметами искусства, живописью известных мастеров того времени Вэнь Божэня и Сюй Вэя, виртуозно создававших одним взмахом кисти живые эмоциональные образы…

Инна Хегай, Надежда Лысова