Образование

Правильная школа: достойное будущее

Динамика современного мира, научно-технический прогресс, бурное развитие информационных технологий требуют постоянных изменений в различных сферах жизнедеятельности. Исключением не является и образовательная отрасль. Ведь специальные знания и навыки очень быстро устаревают. Очевидно, что нынешняя система образования не успевает за изменениями в обществе и нуждается в модернизации. Развитие личности должно быть приоритетным в учебном процессе. Это понимают педагоги, этого хотят родители и дети. О подходах к обучению и воспитанию мы сегодня беседуем с директором Первой Московской гимназии Дмитрием Лихачевым.

— Дмитрий Борисович, Первая Московская гимназия образована в 2002 году, в этом году ей исполнилось уже 15 лет. Вы накопили немалый опыт серьезного подхода к образованию, а также приобрели глубочайшие навыки общения с детьми и родителями. Наверное, это не так просто. В чем основы построения гармоничных отношений в тройственном союзе — ​дети, родители и школа?

— В Вашем вопросе кроется и ответ на него: в том, чтобы союз «ребенок — ​семья — ​школа» был максимально прочным и нерушимым. Если Вам где-то пообещают взять ребенка на 11 лет и потом вернуть широко и глубоко образованного гражданина безо всякого вашего участия (кроме финансового), бегите подальше от этого места, ибо они врут.

Ребенок — уникальная личность с явными и скрытыми талантами и особенностями. Семья формирует ценностные установки, формирует отношение ребенка не только к учебе, но и в целом к жизни. Школа обладает и владеет инструментами развития ребенка и формирует среду развития (не только материальную, но и социальную). Если взаимоотношения «ребенок — ​семья» и «ребенок — ​школа» в принципе налажены, то с отношениями «семья — ​школа» зачастую возникают проблемы. Нам дороги те традиции, которые есть в нашей гимназии.

Нашим гимназистам комфортно здесь, мы ценим теплые отношения, которые сложились в гимназии как между детьми, так и между детьми и педагогами. Мы работаем в тесном контакте с нашими родителями, причем школа доступна на любом уровне — ​от учителя до учредителя.

— Для учеников Вашей гимназии, по сути, созданы максимально комфортные условия для их учебы, развития, а также психологического равновесия. Как Вы охарактеризуете их желания? Понимают ли они, что за ними будущее, что они — ​продолжение своих знаменитых родителей?

— Кто-то из западных бизнесменов обратил внимание на то, что в России за последние сто лет не было передано по наследству ни одного состояния. Так вот по этой причине и в образовательном плане образовалась брешь — ​мы утратили опыт воспитания наследников состояний и положений. Блеск роскоши, красивой и легкой жизни совершенно затмил то главное, на что должно было бы опираться воспитание элиты, — ​это ответственность за свое положение. Причем на первом уровне — ​это ответственность хотя бы за себя и семью, за приумножение или хотя бы за сохранение полученного, ну а на высшем уровне — ​ответственность за страну и людей, на которых волею судьбы ты можешь влиять. С уверенностью могу сказать, что родители наших гимназистов понимают и ценят принципы, на которых строится наша работа. О наших учениках могу сказать, что в большинстве своем они целеустремленны, ставят перед собой амбициозные цели и по результатам ЕГЭ, и по выбору вуза, и по будущей профессиональной деятельности. И в большинстве они все-таки стремятся быть достойными продолжателями начатого их родителями. Не буду лукавить, встречаются и другие подростки, которые считают, что они уже идут по «золотой» дорожке, проторенной родителями и для них, и для десятка поколений после… Но здесь, конечно же, вопрос к семье. Но большинство ребят, к нашей радости, понимают, что, если сложить ресурс гимназии и возможности семьи, результат будет весьма достойный.

— Вы сказали о принципах, можно поподробнее?

— Главным принципом назову формирование ответственного отношения ребенка к себе и в том числе ответственного отношения к своему образованию. Прекрасно воспитывают, как известно, поощрение и наказание, свободы и ограничения… НО! Лучше всего все-таки воспитывают добрые традиции, принятые в коллективе. У нас в гимназии престижно быть успешным в учебе, спорте, творчестве, общественной деятельности. И успешность ученика определяется именно этими категориями, а не фамилией и положением родителей. Статус педагога в школе сопоставим со статусом родителей в семье. У нас не принято курить, прогуливать, опаздывать. У нас нет смартфонов и прочих отвлекающих от учебы гаджетов. И все это, подчеркну, является традицией гимназии, а не только сводом правил. И не менее важный принцип — ​это доверие. Взаимное доверие, которым должны быть пропитаны взаимоотношения семьи и школы. Оно, как известно, зарабатывается временем. Мы уже более 15 лет работаем безо всякой рекламы, к нам приводят братьев, сестер, детей и даже внуков, нас рекомендуют друзьям и близким. Не это ли лучшее доказательство того, что нам доверяют?

Российская система образования более фундаментальна и универсальна, на Западе — значительно более узконаправленна

— Дети — ​живые люди. А если ребенок плохо себя ведет? Если он избалован?

— Это серьезная проблема современного воспитания в целом и воспитания в состоятельных семьях в том числе. Мы не потакаем избалованности, и уже тем более наша гимназия не создает условий для культивирования и дальнейшего развития этого недуга. Если родители осознают эту проблему и имеют желание и намерение ее искоренять, то мы становимся союзниками и решаем эту задачу. Если же родители не хотят или тем более продолжают баловать и потакать такому поведению, то, уверяю Вас, ни в одной школе мира с таким учеником не сотворят чуда и рассчитывать на блестящее образование не придется.

— Российское образование сегодня уступает или превосходит западное?

— Непростой вопрос. Семья и общество, а еще и государство выступают главными заказчиками в сфере образования и ставят соответствующую задачу перед системой о подготовке выпускника. Если разбираться по аспектам, то однозначно российская система более фундаментальна и универсальна, на Западе — ​значительно более узконаправленна. Общее образование у нас однозначно опережает и в календарном, и в содержательном измерении. Россия в последние годы стабильно повышает свои позиции и в международных образовательных исследованиях. Если судить по нашим выпускникам, обучающимся сейчас за рубежом, то все они по результатам экзаменов поступили в группы высокого уровня. Многие из них совмещают очное образование за рубежом с заочным в наших вузах. Проблем с поступлением, а тем более с учебой, у них не было. У нас есть и богатый опыт поступления к нам детей из европейских и американских школ. Результат всегда одинаков — ​чтобы на один-два класса ниже не зачислять такого ребенка, мы разрабатываем и реализуем индивидуальные программы по «дотягиванию» до российского стандарта. Но я уверен, что у отечественной и зарубежной школы есть чему поучиться друг у друга.

— Предполагаете ли Вы изначально, что стартап детей, окончивших вашу гимназию, гораздо выше, чем у других? Видят ли родители и учителя в них будущих известных ученых, политиков и крупных предпринимателей?

— Несомненно, изначальные стартовые позиции у наших детей выше благодаря финансовому благополучию, положению, связям их родителей. Но это лишь стартовая площадка, а нужен еще и аппарат для взлета, и пилот. Посади в разбитый «Запорожец» и в новенький «Мерседес» не умеющего водить — ​не поедет ни то, ни другое. Для нас важно не только научить и обеспечить определенный уровень знаний, но и сформировать желание и умение учиться на протяжении всей жизни, научить ребят мыслить стратегически.

Виктория Цыганкова