Искусство

Победа вечных ценностей: 2017-й подарил миру искусства новые рекорды

Ситуация на между­народном рынке искусства внушает надежду на перемены к лучшему.

В конце ноября в Лондоне успешно прошла очередная «русская неделя» — ​торги русского искусства ведущих аукционных домов.

На аукционе Christie’s 27 ноября топ-лот «Натюрморт с чайником и апельсинами» Наталии Гончаровой, хотя и не превзошел результат 2010 года, продан за £2,4 млн, а картина «Прошлое Великого Новгорода» А. Васнецова достигла рекордной цены — ​£849 тыс. Пользовался успехом и традиционный сет рисунков Константина Сомова и Льва Бакста, так же как и расширенный в этом сезоне раздел нонконформистов.

Sotheby’s 28 ноября провел в один день сразу три аукциона: «Русская живопись», «Искусство Советского Союза» и «Русское искусство, изделия Фаберже и иконы». Отечественная живопись принесла аукционному дому Sotheby’s в общей сумме £12,4 миллиона. Возглавили русские торги Николай Фешин («Портрет Н. Сапожниковой» за £3,7 млн стал топ-лотом утренних торгов) и Василий Рождественский. Морской пейзаж И. Айвазовского, вопреки скромной первоначальной оценке, значительно превысил свой эстимейт и достиг £441 тыс. Новых владельцев с легкостью нашли произведения Давида Штеренберга, Павла Челищева, Сергея Виноградова, Ивана Похитонова, Константина Маковского, Льва Бакста. К сожалению, не дождалась своего покупателя работа музейного уровня «Шахтер» Александра Дейнеки из коллекции Рэя Джонсона. В то же время «Собрание на фабрике» Георгия Рублева из коллекции Джонсона ушло за £489 тыс. Продажа по адекватным ценам работ известных художников эпохи соцреализма — ​Д. Налбандяна, М. Бирштейна, Н. Геденидзе, Ю. Матушевского — ​свидетельствует о тенденции к оживлению рынка советского искусства.

В середине ноября в Нью-Йорке на аукционе импрессионизма и модернизма Sotheby’s картина 1928 года «Любовники» Марка Шагала приобретена за рекордную сумму $28,5 млн покупателем из России. На картине изображена влюбленная пара — ​художник и его муза Белла Розенфельд — ​очень узнаваемый и востребованный у Шагала сюжет. Картина никогда ранее не выставлялась на торги, хранилась 90 лет в одной частной коллекции, и прогнозируемо стала самым дорогим лотом торгов, установив аукционный рекорд на этого автора.
Горячо обсуждаемым событием конца 2017 года стала впечатляющая продажа картины «Спаситель мира» Леонардо да Винчи, которая на сегодняшний день является самым дорогим произведением искусства за всю историю публичных торгов. Последнюю, находящуюся в частной коллекции работу Леонардо да Винчи решил продать из своей коллекции, миллиардер российского происхождения Дмитрий Рыболовлев.

Марк Шагал «Влюбленные»

В 2013 году картина обошлась коллекционеру в $127,5 млн. Творение величайшего художника всех времен, изображающее знаковую для человечества личность, по традиции должно было быть выставлено в ноябре на лондонских торгах старых мастеров. Но специалисты аукционного дома Christie’s, учитывая невероятную значимость для всей мировой духовной и художественной культуры этого «последнего произведения да Винчи», применили нестандартный подход.

Картину выделили из общего ряда, изысканно преподнесли в видео­ролике, где искренние эмоции зрителей перед «Спасителем» запечатлены скрытой камерой под музыку Макса Рихтера, и выставили как уникальный лот вечернего аукциона современного и послевоенного искусства в Нью-Йорке 15 ноября. «Спаситель мира» был хорошо известен в кругу коллекционеров старых мастеров, его провенанс прослеживается начиная с XVII века (картина принадлежала Карлу I, в одно время считалась утраченной). В то время как предыдущий ценовой рекорд на произведения старых мастеров в размере £49,5 млн установило в 2002 году полотно Рубенса «Избиение младенцев», в глазах аудитории торгов современного искусства, где порядок цен заметно выше, стартовая цена на шедевр да Винчи около $100 млн выглядела вполне оправданной. После напряженной 20-минутной битвы покупателей цена продажи составила $450,3 млн.

Только 8 декабря стало известно, кто купил шедевр живописи Высокого Возрождения, когда аукционный дом Christie’s написал на своем официальном сайте: «Мы подтверждаем, что «Спасителя мира» Леонардо да Винчи приобрел Департамент по культуре и туризму Абу-Даби, и рады, что эта замечательная картина будет доступна для общественного просмотра в Лувре — ​Абу-Даби».

Для мирового арт-рынка новый рекорд продаж обещает позитивные тенденции. Благодаря этому событию старые мастера снова попадают в центр внимания и ценятся не ниже, чем модернизм и современное искусство. Опыт продажи работы Леонардо показывает, что будущее за более открытым для экспериментов и сотрудничества арт-рынком.
Духом эксперимента проникнута двойная музейная экспозиция «Эль Лисицкий» в Москве. Выставка проходит с 14 ноября 2017 года по 18 февраля 2018 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу и Еврейском музее и центре толерантности.

В России это первая масштабная ретроспектива одного из интереснейших художников русского и европейского авангарда, во многом определившего развитие архитектуры и дизайна XX века.

Эль Лисицкий.
Небоскреб на площади у Никитских ворот. Общий вид сверху. Проун на тему проекта

Эль Лисицкий — ​художник-­изобретатель, создатель нового направления в искусстве, названного им «проуны» (проун — ​«проект утверждения нового»). Две части выставки представят Лисицкого как универсального художника — ​живописца, книжного графика, дизайнера, архитектора, типографа и фотографа. Основу проекта составили в общей сложности 400 экспонатов — ​живопись, графика, фотографии, типографика, иллюстрации, плакаты, коллажи, рукописи из собраний ГТГ, Художественного музея Базеля, Художественной галереи Морицбург (Халле, Германия), Музея Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды), амстердамского Стеделейк-музеума, Центра Помпиду, Азербайджанского национального музея искусств ­им. Рустама Мустафаева (Баку), РГБ, РГАЛИ, Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, Музея Израиля (Иерусалим), Государственного музея современного искусства (Солоники), а также из коллекций Бориса и Лизы Аронсон и Sepherot Foundation. Кстати, в отечественных музеях на сегодняшний день нет ни одной живописной работы художника. Часть творчества, связанная с деятельностью Лисицкого в Культур-Лиге (еврейской культурно-общественной организации), представлена в Еврейском музее и центре толерантности. Здесь можно увидеть оригинал знаменитого плаката «Клином красным бей белых», театральные работы, проуны, фотоколлажи, фотомонтажи, рукописи и документальные фотографии.

В залах Третьяковcкой галереи собраны архитектурные проекты, эскизы проектов выставочного дизайна, фотографии. Также показаны шесть живописных проунов Лисицкого из крупнейших зарубежных собраний, которые художник создал в Германии в начале 1920-х годов. Столь обширный срез творчества Эль Лисицкого показывает, как он развил для трехмерного пространства идеи своего учителя К. Малевича, создал новое художественное направление и новый тип художника. Роль художника в становлении современной фотографии, плаката и рекламы, в истории выставочного дизайна трудно переоценить — ​основные принципы в этих сферах разработал Лисицкий еще в 1920–1930-е годы, во многом определив также эстетику мировой архитектуры ХХ века.