Искусство

Музей «Москва-Сити»: космос и авангард

Музей-смотровая «Москва-Сити» — ​это необыкновенный вид на город с высоты 215 метров. Если посетить экскурсию, то можно узнать о высотном строительстве Москвы и небоскребах делового центра «Москва-Сити», включая его мифы и легенды, услышать личные истории о городе от известных москвичей, ознакомиться с архивными фотографиями и эскизами «Москва-Сити», увидеть утопические архитектурные проекты города. И, конечно, сфотографироваться на фоне заката. В чем уникальность музея «Москва-Сити», нашему изданию рассказывает куратор музея, кандидат исторических наук Ирина Евгень­евна Хоменко.

Куратор музея Ирина Хоменко

— Ирина Евгеньевна, кому принадлежала идея создания музея ?

— Инициатива создания музея принадлежит акционеру управляющей компании «Москва-Сити» Олегу Малису. Музей был открыт в июне прошлого года, хотя идея его создания возникла еще в 2007 году, даже место для него было определено. Как вы думаете, в какой башне оно должно было быть?

— «Федерация»?

— Нет.

— В «Эволюции»?

— Да. Под музей выделялось 2 000 квадратных метров. Кроме того, в «Эволюции» должен был заработать Дворец бракосочетания.

— Красивый план. Он не воплощен?

— От этой идеи отказались, несмотря на то, что по заказу города в 2008 году была разработана концепция музея с выставочным центром. Музей должен был быть государственным и по проекту размещаться на нижнем уровне башни «Эволюция». В какой-то момент работа над проектом была приостановлена на несколько лет, так как не было подходящего помещения и заинтересованных инвесторов. Возобновилась она только в 2012 году. 7 декабря 2013 года в Южном лобби Делового комплекса «Империя» состоялось символическое открытие музея «Москва-Сити» в рамках III Московского урбанистического форума. В церемонии приняли участие представители городской администрации, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и «отцы-основатели» — ​архитекторы Александр Кузьмин и Геннадий Сирота. Именно Геннадий Сирота стал «спонсором» музея — ​передал нам исторические макеты, фото- и видеоматериалы, проектную документацию, разработанную создателем первой концепции «Москва-Сити» Борисом Тхором.

Борис Тхор (22 февраля 1929–2009) — ​советский и российский архитектор. Заслуженный архитектор РСФСР (1981), лауреат государственных премий. Мемориальная доска Б. И. Тхору установлена на мосту «Багратион». Борис Тхор — ​автор проектов 12 памятников, станций метро «Ленинские горы» и «Горьковская», спорткомплекса «Олимпийский», Дворца Советов. Один из авторов павильона СССР на Всемирной выставке в Монреале (1967).
По его проектам реконструировались жилые районы Сретенки и Цветного бульвара в Москве. Соавтор проектов нового здания театра Школа драматического искусства на Сретенке, а также ММДЦ «Москва-Сити».
В генплане Москвы уже существовала деловая зона, которая начиналась с международного «Хаммеровского центра» и «Экспоцентра», где архитектором работал Борис Тхор. Присмотревшись к этой территории, он понял, что именно тут, в четырех километрах от Кремля, на берегу Москвы-реки, надо разместить деловой центр мирового уровня, который изменит лицо мегаполиса.

— А сейчас?

— Многое изменилось. Мы находимся на 56-м этаже Делового комплекса «Империя», в частном музее «Москва-Сити». Наконец в «Сити» пришла энергичная команда, которая смогла воплотить эту идею в жизнь. Музей обрел свой дом с современным дизайном и уютной атмосферой.

— В чем эксклюзивность музея?

— Это единственный в Москве музей небоскребов и высотного строительства.

С одной стороны, наша экспозиция рассказывает о том, как Москва росла вверх — ​от первых колоколен и Шуховской башни до сталинских высоток и небоскребов «Москва-Сити». С другой стороны, музей знакомит с историей «Москва-Сити», показывает существующие и нереализованные объекты. Мы рассказываем о каждом небоскребе и архитекторах, которые создавали эти проекты.

Почетное место отведено Борису Иванович Тхору, который еще до перестройки в далекие 70-е годы прошлого столетия заложил на Красной Пресне деловую зону.

Еще до революции здесь располагались каменоломни. Добывался известняк, который использовался при строительстве Москвы, в том числе и Кремля. Кстати, район соседних пятиэтажек называется «Камушки» из-за соседства каменоломен. Потом здесь построили цементный завод, гаражи, склады и другие мелкие предприятия.

Фото предоставлены музеем «Москва-Сити»

В 1991 году было принято постановление правительства Москвы о создании «Москва-Сити». В первые годы строительство развивалось за счет городского бюджета. Московская администрация освобождала территорию, рекультивировала почву, строила центральное ядро и инженерные сети. Расскажу интересную легенду. Один из специалистов, который в свое время работал в управляющей компании, рассказывал, как бывший президент США Ричард Никсон уже после своего правления, посетив Москву, рекомендовал архитекторам: «У вас много противников: будет трудно, но вы не обращайте внимания, потихоньку делайте дело и готовьте территорию». Представляется, что эта история похожа на правду.

— Какие объекты Тхора были реализованы?

— Мост «Багратион» и «Башня 2000». Торгово-пешеходный мост «Багратион» построили за восемнадцать месяцев к 850-летию Москвы. Он был введен в эксплуатацию в 1997 году. Кроме того, транспортная инфраструктура, центральное ядро, подземное пространство, взаимосвязь «Сити» с другими объектами — ​это все было придумано и заложено командой мастерской № 6 Моспроекта‑2 под руководством Бориса Тхора, а с 2002 года — ​Геннадия Сироты, который сменил его на посту главного архитектора «Сити».

— Потом концепция изменилась?

— Кардинально. Интересно, что на начальном этапе большой интерес к «Сити» проявляли иностранные инвесторы. Первый объект — ​башню на набережной — ​в 2004–2007 годах построила турецкая компания ENKA. Канадский миллионер Альберт Райхман, очень известный девелопер, купивший восемь небоскребов на Манхэттене, строивший «Канэри-­Уорф» в Лондоне, хотел принять участие и в строительстве «Москва-Сити». Ему предложили лучший участок на берегу реки, был разработан совместный проект, который назывался «Квартал на набережной». В нем планировали разместить канадское посольство, гостиницу. Но этого не случилось.

Фото предоставлены музеем «Москва-Сити»
Музей-смотровая «Москва-Сити» расположен на 56-м этаже Делового комплекса «Империя», Южное лобби.
Часы работы: пн. — 17:00-23:00, вт.—вс. 11:00-23:00. Билеты на сайте: www.museum.citymoscow.ru

— Какая башня Вам больше всех нравится?

— Очень нравятся «Меркурий» и «Эволюция». Есть такое архитектурное понятие icon — ​икона. «Эволюция» — ​это архитектурная икона «Москва-Сити». «Меркурий» — ​тоже икона, построен очень красиво, технологично и включен в Список икон архитектуры и наследия России. «Федерация» — ​интересная башня. Это наш флагман. Сейчас «Москва-Сити» становится не только деловым центром, но и правительственным и федеральным кварталом. В башнях «ОКО» и «IQ-квартал» будут размещаться департаменты Москвы и федеральные министерства.

— Видимо, изначально такая идея предусматривалась тоже?

— Еще в 2002 году задумывали построить комплекс административных зданий законодательной и исполнительной власти Москвы на пятнадцатом участке. Мы называем его кратко

— ​Мэрия с буквой «М» на фасаде. Но от этого проекта­ отказались. Тем не менее прошло столько лет и вот к этой теме вернулись.

У «Москва-Сити» были разные времена. Можно вспомнить момент, когда говорили, что «Сити» — ​это градостроительная ошибка. Проект уже начал приближаться к «экватору», много было вложено сил и средств, надо было достраивать, назад пути уже не было. Самой тяжелой считалась транспортная ситуация. Заслуга мэра Сергея Собянина состоит в подходах к решению трех задач: во‑первых, решить транспортную проблему, во‑вторых, помочь инвесторам достроить объекты, в‑третьих, создать комфортную среду.
Сейчас Москва стоит на восьмом месте в рейтинге деловых центров по коммерческой привлекательности, среди таких гигантов, как Лондон и Гонконг.

Фото предоставлены музеем «Москва-Сити»

— Знаете, наши читатели говорят, что такой коммерческой концентрации, как в «Сити», нет нигде, даже в Лондоне.

— Да. Вообще, «Сити» достойно того, чтобы написать хороший, серь­езный труд.

— И книгу.

— Книгу, о которой я мечтаю.

— Вы уже пишете?

— Пишу. Возвращаясь к музею, как я уже сказала, у него есть два главных направления, которые мы обсудили, и две центральные темы — ​это космос и авангард.

Идея космоса была впервые озвучена Борисом Тхором, который сравнивал строительство «Москва-Сити» с полетом в космос. Это очень правильная мысль, потому что на тот момент в России не было ни опыта, ни специалистов, ни высоких технологий, ни соответствующих регламентов. Наша страна только вступала в рыночные отношения, и это был прорыв, как и покорение космоса. Кроме того, наши футуристические небоскребы иногда сравнивают с космическими кораб­лями. И если продолжить метафоры, то в «Москва-Сити» так много информации, легенд, историй и всего интересного, как в бесконечном космическом пространстве.

Фото предоставлены музеем «Москва-Сити»

Что касается авангарда, то русский авангард признан в мировой архитектуре предтечей современных небоскребов. Многие известные зарубежные архитекторы, такие как Норман Фостер, Заха Хадид, Эрик ван Эгераат, черпали вдохновение в произведениях русского авангарда. В первую очередь речь идет о башне Татлина, живописи и архитектонах Малевича, работах Эля Лисицкого и других русских художников и архитекторов-авангардистов.

— Какие мероприятия планирует провести музей?

— Будем обновлять экспозицию, готовим образовательную программу — лекции и воркшопы по разным направлениям: архитектура, бизнес, культура, технологии будущего. Есть высказывание, которое как нельзя лучше передает мое отношение к музею и его создателям: «Когда я думаю об истории, я снимаю шляпу. А когда я думаю о будущем, я засучиваю рукава». Вот так и мы вместе с нашей командой занимаемся музеефикацией современности, создаем историю и стараемся достойно представить вклад тех, кто проектировал и строил «Москва-Сити».

Виктория Цыганкова