Искусство

Хроника падения одной звезды

Выставка известного московского художника Олега Тыркина «Хроника падения одной звезды» прошла в декабре в легендарной «Студии 50А» на Знаменке.
Разглядывая завораживающие картины из жизни небесных светил, выполненные из стекла и металла, московский художественный бомонд и самые искушенные ценители современного искусства, среди них Пьер и Аннушка Броше, Константин Звездочетов, Гоша Острецов, Александр Липницкий, колебались между философским вопросом о звездах и нравственности, тревожившим еще Иммануила Канта, и более земным, на который автору приходилось отвечать весь вечер открытия, — «Как это сделано?».

Представленные работы художника выполнены по технологии, которая применяется при строительстве космических летательных аппаратов. Автор особым способом сплавляет разные металлы и добивается на своих объектах небывалой глубины и образности. Посетителями выставки все это было оценено по достоинству. Отдельно была отмечена работа «Траектория».

«Хроника падения одной звезды» – это размышление о человеческой отчужденности и отстраненности. Никакое событие, от малого до грандиозного, не имеет шанса на сочувствие, пока не ляжет поперек полосы, которую человек сам себе придумал, а то и чужую выбрал, «уготованную».

Иногда, по Иммануилу Канту, встрепенется душа от прояснившихся на небе звезд или дрогнет сердце от нравственного закона. Но ненадолго и неуверенно, незаметно и бесследно.

Олег Тыркин, художник деликатного, непрямого высказывания, пристально наблюдает за падением звезды и вовлекает зрителя в космическую глубь, побуждая соотнести свою жизнь с катастрофой светила. Событие не злободневное и не трагичное, не социальное и вообще не земное: используя его в качестве лейтмотива проекта, художник избегает вовлечения зрителя в область эмоциональных реакций и тревог.

Фактура используемого Олегом Тыркиным материала, обладающего свойством зеркального пятна посреди картины, с нежным юмором помещает смотрящего вглубь объекта, изображающего последствия катаклизма. Наблюдая себя в образе пустоты и ее превращений, зритель проходит путь от обобщения к личному, к самостоятельной конкретизации собственных жизненных ситуаций.

«Есть ли я в том, свидетелем чего я являюсь?» — основной философский вопрос, который задает автор этим проектом.

Мария Наймушина