Право

Господдержка экотехнопарков

В мировой практике экотехнопарки отождествляются с представлениями о промышленном симбиозе как инструменте межотраслевого взаимодействия, способствующего реализации экономики замкнутого цикла.

Центральным элементом такого направления является более глубокая переработка природных материалов с одновременным предотвращением и (или) снижением образования отходов и их утилизацией в повторном, возможно многократном, вовлечении в хозяйственный оборот, преобладанием перерабатывающих отраслей над добывающими, а также чрезмерному использованию первичных материалов в экономической деятельности.

Этот цикл может быть реализован путем модернизации существующих предприятий, строительства новых, а также путем установления между ними особых связей, реализующих концепцию инженерной экологии, функционирующей в режиме постоянного контроля и своевременного целенаправленного воздействия на экологическую обстановку. При этом эффективность таких решений должна быть выше известных природ­оохранных мероприятий.

Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее — ​Минпромторг России) разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (в части применения мер стимулирования к субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры и оборудование, находящиеся в составе экотехнопарка)». Предлагаем кратко рассмотреть идею формирования экотехнопарков в условиях решения задач экологической промышленной политики.

Целью промышленной политики всегда был рост промышленного производства, вне какой-либо связи с экологической повесткой. Между тем потребности в изменении соотношения между экономическим ростом и объемом потребления невозобновляемых природных ресурсов нарастали и были объекти­визированы в целом ряде документов стратегического планирования, ответственным за реализацию которых является Минпромторг России, в том числе и в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 № 84-р (далее — ​Стратегия).

Почти двумя годами ранее было принято Постановление Правительства РФ от 18.03.2016 № 209, дополнившее полномочия Минпромторга России в части координации и стимулирования технического перевооружения, модернизации производственно-технических комплексов, осуществляющих обработку, утилизацию, обезвреживание отходов производства и потребления (включая твердые коммунальные отходы), а также внедрения промышленного оборудования, произведенного на территории России, развития технологий обработки, утилизации, обезвреживания отходов, а также вовлечения их в производственные процессы. Таким образом, был взят курс на экологическую модернизацию.

При этом ни в 2016–2017 годах, ни сейчас инструментарий поддержки существенным образом под решение поставленных задач не менялся. В качестве исключения, пожалуй, можно привести только одно Постановление Правительства РФ от 25.05.2017 № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям», которое отчасти направлено на поддержку предприятий (экологического) машиностроения, например, по следующим направлениям «ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийского классификатора видов экономической деятельности», утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст:

  • 28.95.1 оборудование для производства бумаги и картона и его части;
  • 28.96.10.120 оборудование для производства продукции из резины и пластмасс, не включенное в другие группировки (соответствует группировке);
  • 28.99.31 сушилки для древесины, целлюлозы, бумаги или картона; машины сушильные не включенные в другие группировки.

В целом текущий инструментарий государственной поддержки промышленности представляет собой внушительный массив нормативно-правовых актов (порядка 600) с довольно альтернативными перспективами реализации.

Основные направления поддержки на меж­отраслевом уровне приведены ниже.

Финансовые меры направлены, главным образом, на создание новых и модернизацию действующих производств.

Финансовая поддержка предоставляется преимущественно в форме субсидий на компенсацию затрат по уплате части процентной ставки по привлеченным кредитам или на возмещение части понесенных затрат на производство промышленной продукции. При этом законодательство все еще содержит единичные возможности по получению субсидий авансом (например, при проведении научно-исследовательских и опытно-­конструкторских работ).

Любые индивидуальные оценки возможностей и ограничений развития проектов с привлечением мер государственной поддержки промышленности исходят из понимания проекта, его целей и существенных условий.

Ввиду этого сосредоточимся на общей проблематике и ограничениях, препятствующих развитию инвестиционных проектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее — ​ИП).

Прежде всего, при соискании мер поддержки, администрируемых Минпромторгом России, в связи с реализацией инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами обязательны к выполнению следующие два условия:

  • Реализация ИП должна приводить к производству продукции обрабатывающих производств.
  • Реализация ИП осуществляется в рамках приоритетного направления гражданской промышленности согласно государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328.

В отношении первого из этих условий отметим, что не все промышленные предприятия, деятельность которых затрагивает сферу обработки, утилизации и обезвреживания отходов, могут быть отнесены к товарному производству, и независимо от их потенциала с точки зрения формирования инфраструктуры экотехнопарка у таких предприятий в настоящем отсутствуют правовые основания к соисканию и получению поддержки.

Лариса Гузь, управляющий партнер юридической фирмы «ЛЕКСАР Про»

В условную группу риска попадают предприятия — ​обезвреживатели отходов, основной деятельностью которых является оказание услуг, а не производство промышленной продукции даже в том случае, когда это приводит к выработке в процессе оказания услуг побочной продукции товарного характера. Также сюда могут попадать предприятия — ​переработчики отходов, производящие вторичное сырье.

Второе условие отправляет инвестора к государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Даже если вы не найдете в постановлениях Правительства РФ прямых ссылок на эту программу, именно она является целевой и именно исходя из этой государственной программы формируются задачи Минпромторга России, в том числе как администратора мер поддержки промышленности.

Еще одно распространенное требование при соискании поддержки — ​подтверждение платежеспособного спроса на произведенную продукцию. Это относительно новый тренд, приблизительно годовалой давности. Сейчас в правила предоставления субсидий вносятся дополнения, в соответствии с которыми при обращении в Минпромторг России необходимо представить спецификации, предварительные договоры или даже заключенные основные договоры со своими будущими контрагентами, подтверждающие факт их готовности покупать продукцию, которую инвестор произведет в будущем.

Некоторыми нормативно-правовыми актами предъявляются требования в отношении объема таких продаж, и иногда они достаточно внушительны (например, превышение в течение трех лет с даты получения субсидии стоимостного объема реализации продукции, на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотной партии которой предоставлена субсидия, над размером полученной субсидии не менее чем в 10 раз).

Вероятно, в отношении проектов, касающихся переработки отходов, эти требования должны предъявляться в максимально мягкой форме, поскольку пока мы говорим лишь о зарождении спроса на продукцию из вторичных материалов.

Жанна Манкулова, советник по правовым вопросам юридической фирмы «ЛЕКСАР Про»

Наконец, в настоящем нигде не учитывается дополнительная ценность проектов в сфере обращения с отходами, связанная с их активным вовлечением в хозяйственный оборот, как то: снижение образования отходов, уровень замещения использования природного сырья из невозобновляемых природных ресурсов на вторичное сырье и т. д.

Если говорить об оказании поддержки таким хозяйствующим субъектам, как экотехнопарки, то их признаки, определенные в Стратегии, при принятии решения об оказании поддержки, скорее, приумножают приведенную выше проблематику, в связи с чем работают против инвестора.

Так, одним из существенных признаков экотехнопарка является множественность его участников. В то же время Минпромторг России поддерживает исключительно проекты одного инвестора. Единственное Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 41 предоставляет возможность поддержки нескольких инвесторов — ​участников сов­местного проекта кластера. Но и тогда, даже если принимается решение о поддержке, с каждым инвестором договор заключается отдельно. Как комплексно поддерживать инвестиционный проект в сфере обращения с отходами, реализуемый по типу экотехнопарка, все еще не понятно. Пока наилучшее доступное решение лежит в плоскости тщательной организации проекта под существующие модели стимулирования.

При этом в нынешних обстоятельствах и особенностях самоорганизации инвесторов без развития специальных форм поддержки промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов не может быть достигнут сколь-либо значительный измеримый полезный эффект.