Искусство

Галереи Санкт-Петербурга: краткий гид

Лев Усыскин,

The St. Petersburg Review Reporter

Этой статьей мы открываем новую рубрику, посвященную Санкт-Петербургу и его культуре. Ни для кого не секрет, что сегодня добраться из Москвы в Северную Пальмиру можно легко и быстро, а провести время на невских берегах — ​и с удовольствием, и с пользой. Цикл статей о современном искусстве начнем с рассказа о петербургских художественных галереях. Надеемся, этот обзор поможет вам сориентироваться во всем их разнообразии и составить для себя эффективный план посещения.

Санкт-Петербург всегда остается городом, не зря заслужившим неофициальный титул российской культурной столицы. Здесь по-прежнему множество прекрасных художников самых разных направлений. С отличным образованием, вкусом и талантом, знанием традиций и современных мировых тенденций. А значит, любители изобразительного искусства точно не будут разочарованы. Тем более что сегодняшняя ценовая ситуация вполне благоприятна для приобретений.

Еще несколько лет назад петербургский арт-рынок был признан сильно переоцененным, и большинство зарубежных покупателей его покинуло. Однако скачок валютного курса 2014–2015 годов вновь сделал его весьма доступным — ​притом что иностранцы вернуться сюда пока не успели.

Сегодня художественный рынок Петербурга — ​если понимать под этим термином совокупность создателей и потребителей произведений искусства, а также посредников в лице галерей или арт-дилеров — ​весьма противоречив и сложен. Это хорошо и плохо одновременно.

Плохо — ​потому, что поиск интересной покупки нисколько не похож на четко отлаженную процедуру.

Инфраструктура рынка довольно бессистемна и находится в некотором упадке даже по сравнению с серединой нулевых годов.

А хорошо — ​потому, что процесс и в самом деле напоминает азартную охоту: не дает стопроцентных гарантий успеха, но иногда приносит даже больше ожидаемого. Вы можете потратить массу времени впустую, а можете внезапно на­ткнуться на выдающуюся вещь, да еще и сильно недооцененную продавцом. Частенько такая «охота» вполне стоит потраченных времени и сил, да и сама по себе приносит удовольствие…

Выделим некоторые характерные черты петербургского арт-рынка.

Самодостаточность

Это обстоятельство очень немаловажно: местный рынок имеет ярко выраженную локальность, его даже позволительно назвать замкнутым. Галереи города большей частью заполнены работами именно петербургских художников. Произведения же москвичей или авторов из других городов и стран, конечно, иногда экспонируются — ​но нечасто и не слишком предсказуемо. Верно и обратное: за пределами Петербурга найти работы местных мастеров довольно трудно.

Что это значит? А то, что, приехав сюда, вы имеете возможность приобретать эксклюзив — ​произведения локальной школы. Кстати, стоит принять во внимание и то, что между московской и петербургской художественными школами сложилась историческая конкуренция. Она выражается на всех уровнях — ​начиная с учебных заведений и заканчивая арт-дилерами, продвигающими на рынок работы сложившихся мастеров. Учитывайте это, когда слушаете или читаете любые профессиональные оценки картин и их авторов.

Непрозрачность

Это свойство вряд ли присуще самому характеру петербургского рынка — ​скорее, оно является следствием его недостаточной развитости. Как бы то ни было, вы наверняка столкнетесь и с нехваткой сведений, и с их бессистемностью. Что поделать — ​информационную поддержку этой сферы в прессе и интернете сегодня трудно назвать качественной, а специализированных изданий и вовсе немного. Художественная специализация галерей, как правило, весьма размыта. Да и публичных экспертов, чей авторитет никем бы не оспаривался, вы вряд ли найдете. В общем, разобраться в хитросплетениях петербургского художественного рынка с одного взгляда не удастся — ​тут потребуется глубокое погружение в тему.

Универсальность

Большинство художественных галерей Санкт-Петербурга не имеет четкой специализации — ​как правило, таковая едва ощущается или вовсе отсутствует. Это — ​тоже прямое следствие слабой развитости рынка. Например, на продаже графических работ сконцентрирована лишь одна галерея — ​«Контракт рисовальщика», однако это не значит, что в других местах вы не найдете интересной графики.

«Контракт рисовальщика»
Набережная реки Мойки, дом 24.
afisha.ru/spb/gallery/1284/

Аналогично и с фарфоровыми изделиями: есть галерея авторского фарфора Лады Быстрицкой и Галерея современного искусства фарфора, представляющая продукцию знаменитого Императорского завода. Однако ничуть не менее интересные авторские работы можно встретить и в других галереях.

Галерея авторского фарфора Лады Быстрицкой
Мытнинская набережная, дом 11.
spbfarfor.ru

Галерея современного искусства фарфора
Императорский фарфоровый завод, проспект Обуховской Обороны, дом 151.
ipm.ru

И как же в них разобраться?!

Попытаемся все-таки классифицировать петербургское галерейное пространство, пусть эта попытка и выйдет поверхностной. Так вот, весьма приблизительно все художественные галереи города можно условно разделить на три кластера.

Первый из них — ​это галереи, возникшие на базе Союза художников — ​профессиональной организации советских времен, существующей и поныне.

Союз художников проводит собственные выставки и поддерживает те галереи, где продаются работы преимущественно традиционной академической стилистики — ​единственной официально одобрявшейся в СССР. Какие-то из этих работ могут быть интересны коллекционерам соцреализма, другие — ​не более чем салонная живопись. Наконец, где-то неподалеку от этой категории — ​продукция ремесленников, тиражирующих лебедей в пруду, мишек на лесной поляне и связки бубликов на тарелке.

Санкт-Петербургский Союз Художников
Большая Морская улица, дом 38.
spbsh.ru

Еще одна галерея из этого условного кластера — ​центр «Петербургский художник», он же «Мойка 100». Здесь работы городских мастеров не только демонстрируются, но и продаются. К этой же категории отнесем и галерею Кустановича, где представлена абсолютно салонная живопись — ​возможно, интересная для решения каких-либо интерьерных задач.

Центр «Петербургский художник»/«Мойка 100»
Набережная реки Мойки, дом 100.
piter-art.com

Галерея Кустановича
Большая Конюшенная улица, дом 11 (вход со двора).
dkust.com

Второй кластер — ​это галереи, представляющие contemporary art: всевозможные инсталляции, «объекты» и так далее.

Об этих работах больше всего говорят и пишут, их ругают и ими восторгаются. Кто и зачем их покупает — ​вопрос менее очевидный, но подобные галереи зачастую демонстрируют свое завидное материальное благополучие. Наиболее известна в этом условном кластере галерея Anna Nova.

Anna Nova
Улица Жуковского, дом 28.
annanova-gallery.ru

И наконец, самый обширный кластер — ​это галереи современного искусства, уходящего корнями в авангардистские течения начала ХХ века во всем их разнообразии.

Таких галерей в городе больше всего. Разумеется, они неравноценны между собой, но даже в маленьких и недолговечных, возникающих в подвальных помещениях петербургских дворов-колодцев, можно найти что-нибудь интересное и уникальное. Из наиболее известных мест этого кластера стоит упомянуть «Борей», «СПАС», «МАрт», «Матисс Клуб», галерею Марины Гисич.

«Борей»
Литейный проспект, дом 58.
borey.ru

«Спас»
Набережная реки Мойки, дом 93.
spasgal.ru

Галерея современного искусства «Март»
Улица Марата, дом 35 (вход со двора).
gallerymart.ru

«Матисс Клуб»
Никольская площадь, дом 6.
matissclubstudio.com

Галерея Марины Гисич
Набережная реки Фонтанки, дом 121.
gisich.com

Как работают галереи?

Поговорим теперь о нюансах. Художественная галерея — ​это одновременно музей и магазин. И если музеи обычно говорят за себя сами, то в магазинах имеются продавцы, чья забота — ​информировать покупателя. Тем не менее кое-что стоит знать заранее, чтобы, придя в галерею, провести время с наибольшей пользой.

И вот первый совет: персонал галерей расположен к общению с посетителями. Этим не стоит пренебрегать: вам могут рассказать много интересного, показать что-то не представленное в экспозиции, посоветовать другие места, где есть интересующие вас произведения, и так далее.

В Петербурге сравнительно немногие галереи — ​такие как КGallery, DiDi, «Сова-Арт» — ​имеют коллекции в собственности.

KGallery
Набережная реки Фонтанки, дом 24.
kgallery.ru

Галерея коллекционного искусства DiDi
Большой проспект Васильевского острова, дом 62.
didigallery.com

«Cова-Арт»
3-я линия Васильевского острова, дом 14.
sova-art.com

Эти галереи интенсивно работают со своими коллекциями — ​то есть экспонируют их не только у себя, но и на других площадках, вплоть до известных музеев; выпускают качественные каталоги; стараются формировать научно-­информационное обеспечение. Такие галереи рассматривают собственные коллекции как долговременные, серьезные инвестиции. А значит, заинтересованы в том, чтобы работы росли в цене. Словом, эти заведения ориентированы на солидных, располагающих средствами коллекционеров.

Однако гораздо чаще галереи работают по-другому. Предлагаемые ими художественные объекты попросту взяты на комиссию, то есть собственниками являются авторы. При этом контрактов на эксклюзивное представительство какого-либо мастера галереи почти никогда не имеют. А из этого следует важный практический вывод: при сегодняшней доступности информации нетрудно потратить немного времени и найти личный сайт (или профиль в социальной сети) художника, чья работа вам приглянулась в галерее. А дальше — ​торговаться с ним напрямую. Учитывайте и то, что большинство успешных авторов не выставляет в галереях на продажу свои наиболее ценные и значительные работы.

На что стоит обратить внимание?

Как правило, экспозиции демонстрируют лишь небольшую часть того, что галерея предлагает к продаже. Отсюда — ​простой совет: всегда спрашивайте о том, что вас интересует! И заодно учитывайте, что обычно экспозиции обновляются раз в несколько недель.

Стоит также знать, что многие заведения готовы предоставить вам консультанта — ​он может вместе с вами посетить другие галереи и проконсультировать о ценности понравившихся вам произведений.

Юридические нюансы

Согласно российским законам, вывоз за рубеж произведений искусства, созданных более ста лет назад, запрещен. А работы «возрастом» от пятидесяти до ста лет требуют более сложного оформления.

Очень важно знать, что галереи, как правило, предоставляют своим клиентам сервис по оформлению покупок для их вывоза за границу. А при необходимости — ​и сами осуществляют доставку.

Аукционы

Время от времени в галереях устраивают аукционные продажи. Это — ​отличный шанс приобрести неплохую вещь значительно дешевле, чем обычно. Часто случается, что художник назначает невысокую цену в надежде на ее рост в ходе торгов, а этого не происходит, и работа уходит почти по стартовой стоимости. Так, практически на регулярной основе устраивает аукционы галерея «Матисс Клуб».

Особое внимание советуем обращать на благотворительные аукционы. Их, например, устраивает галерея «Борей», порой выставляя по-настоящему сильные работы. Нередко — ​даже такие, которые художники вообще не продают через экспозиции. Причем по куда более низким ценам.

Итак…

В завершение этого обзора остается только пожелать, чтобы прочитанное пригодилось вам на практике. Приезжайте в Санкт-­Петербург — и удачной вам «охоты» в художественных галереях на берегах Невы!