Ралли

DAKAR‑2018

Пятнадцатая по счету победа на «Дакаре» золотыми буквами вписана в историю российского автоспорта.

Поклонникам ралли жаловаться на нехватку интриги в этом году не пришлось — ​буквально каждый день кипела напряженная борьба. Организаторы гонки сделали все, чтобы юбилейный, сороковой по счету «Дакар» надолго запомнился участникам сложностями маршрута. Перуанские дюны, боливийское высокогорье и аргентинское бездорожье — ​трасса длиной более 8 000 километров действительно была отмечена высшей категорией сложности. Процент схода участников во всех категориях был необычайно высоким. Всего на старт «Дакара» вышли участники из 54 стран мира, в том числе 42 спортивных грузовика. В категории грузовиков на титул чемпионов «Дакара» в этом году кроме «КАМАЗ-мастера» претендовали признанные лидеры грузового зачета IVECO, TATRA, RENAULT, SCANIA, LIAZ, МАЗ и др.

В 2018 году претензий к трассе не возникало — ​сложнейшие дюны, разнообразные пески, сложная, но понятная навигация. Этот вызов было интересно преодолевать самим пилотам, а потому и борьба получилась зрелищной. В то же время не может не беспокоить количество травм, которые в этом году получили спортсмены, включая россиян Сергея Карякина и Ивана Шихотарова. Но главное, что все вернулись из Южной Америки живыми, а бригады медиков оказывали своевременную помощь.

Экипажи продемонстрировали настоящий спортивный дух, помогали друг другу в трудных ситуациях и оставались людьми — ​именно таким болельщики и хотят видеть «Дакар».

Фото: kamazmaster.ru

Перуанские дюны, из-за сильной жары рыхлые и трудные для прохождения, с самого начала спутали карты практически всем, в том числе командам топ-дивизиона. Множество переворотов, застреваний, пожаров и прочих нештатных ситуаций создали разрывы во времени между традиционными лидерами зачетов, вылившиеся в часы вместо привычных для начала «Дакара» минут. Камазовские экипажи также не избежали переворотов: экипаж Мардеева на втором этапе, машина изначально задавшего высокий темп экипажа Эдуарда Николаева также легла на бок в дюнах на пятом этапе гонки. Но с помощью пришедшего на помощь чеха Мартина Коломы российский грузовик быстро удалось поставить на колеса. Мало того, Николаеву не только удалось наверстать потерю времени, но еще и выиграть этап в этот день.

Усложнение программы в виде испытания моторов нехваткой кислорода на горных спецучастках последовало в Боливии. На бездорожье боливийского Альтиплано особая задача испытания новой машины стояла перед экипажем Дмитрия Сотникова. Для того чтобы соответствовать дакаровскому регламенту, который затронет машины «КАМАЗ-мастера» уже с января 2019 года, на бескапотную спортивную машину камазовцев был установлен новый рядный 13-литровый шестицилиндровый двигатель. Сотников успешно выполнил программу тестирования, по ходу гонки даже выиграв высокогорный марафонский этап Уюни — Туписа, на котором согласно регламенту гонки спортивным экипажам запрещалось пользоваться помощью команд ассистанс (по итогам всей гонки экипаж Дмитрия Сотникова стал десятым в итоговой классификации).

Я счастлив, что две недели тяжелейшей гонки благополучно завершились. Все это время мы чувствовали огромную ответственность перед российскими болельщиками, партнерами команды.

Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»

Многие участники и ко времени старта третьего спецучастка еще оставались на втором — ​им так и не удалось накануне вырваться из коварных песков. А между тем третий день борьбы на дистанции от Писко к Сан-Хуан-де-Маркона преподнес новую порцию трудностей: снова дюны на дистанции в 295 км. При этом, несмотря на равный боевой километраж, трасса для машин и мотоциклов чуть отличалась. Но самое опасное было припасено на общем для всех финише. Несмотря на приятный старт на океанском пляже, расслабиться на круговом этапе около Сан-Хуан-де-Маркона гонщикам не удалось.

Фото: kamazmaster.ru

Ситуация до последнего держала зрителей в напряжении. За два дня до окончания гонки основных соперников Эдуарда Николаева («КАМАЗ-мастер») и аргентинца Федерико Виллагру (IVECO) в генеральной классификации после 12 этапов разделяла всего одна секунда! Развязка наступила на предпоследнем этапе гонки Сан-Хуан — ​Кордоба, когда из-за поломки коробки передач аргентинец сошел с дистанции.

Двенадцатый этап «Дакара» прошел по урезанной программе — ​из-за неблагоприятных погодных условий организаторам пришлось отменить спецучасток для мотоциклов и квадроциклов — ​спортсмены в режиме лиазона проследовали на бивуак в Сан-Хуан. В то время как внедорожники и грузовики продолжили борьбу за победу в самой экстремальной гонке мира.

В городе Кордова финишировало юбилейное, 40-е издание ралли «Дакар»: Карлос Сайнс оформил для «Пежо» третью подряд и заключительную в рамках ралли-рейдовой программы победу, Эдуард Николаев переломил сопротивление (не всегда спортивное) со стороны команды «Ивеко», свои первые триумфы отпраздновали мотоциклист Маттиас Валькнер и пилот квадроцикла Игнасио Касале. Среди мотовездеходов сильнейшим стал бразильский экипаж Ринальдо Варелы. Экипаж Эдуарда Николаева стал победителем в грузовом зачете ралли-марафона «Дакар‑2018». Еще один российский экипаж — ​Айрата Мардеева — ​стал бронзовым призером экстремальной гонки, стартовавшей 6 января в столице Перу Лиме. Серебро гонки завоевал белорусский гонщик Сергей Вязович (МАЗ).

Я очень благодарен своему экипажу и всей нашей команде за эту общую победу. Большое спасибо болельщикам за поддержку, которую мы чувствовали с самого начала гонки. Было очень непросто. В некоторые драматические моменты мы считали, что все уже закончилось для нашего экипажа. Но, к счастью, и техника терпела, и люди.

Эдуард Николаев, пилот экипажа № 500

Победное выступление россиян превратилось в знаковое событие к 30-летию команды. Спортивная школа и командные ценности коллектива вновь оказались на высоте. В рамках рабочей поездки в Казань с командой «КАМАЗ-мастер» встретился Президент Российской Федерации Владимир Путин и лично поздравил с победой.

Фото: kamazmaster.ru

«Пежо Спорт» покидает ралли-рейды после трех лет полного доминирования. Этим, правда, никого не удивить — ​до этого четыре года подряд побеждали внедорожники «Мини», три марафона выиграл «Фольксваген», а еще раньше долгие годы непобедимой оставалась «Мицубиси». Тем не менее программа выполнила свою миссию: показала технические возможности инженеров группы PSA и обеспечила рекламу на развивающихся рынках Южной Америки и Китая. Формально поводом к уходу стали очередные перемены в регламенте — ​заднеприводный 3008DKR Maxi с дизельным твин-турбо не вписывается в новые правила, и «Пежо» пришлось бы разрабатывать новую машину.

Теперь в мире ралли-рейдов появится новый лидер — ​«Тойота», или X-Raid, которая готовит прототипы «Мини», а, может, им станет какая-то частная команда. Так, по слухам, PH-Sport намерена выкупить у «Пежо» прототипы и выставлять их на гонках в частном порядке — ​после определенных переделок. Сообщают даже, что спонсором сделки может выступить «Ред Булл», а пилотировать машины будут бывшие пилоты «Пежо» — ​Сайнс, Петерансель и Депре, а также Нассер Аль-Аттия, давно мечтающий сесть за руль французского прототипа.

Для того чтобы удержать титул чемпионов «КАМАЗ-мастеру» в ближайшее время предстоит большая работа. Дальнейшее развитие должен получить проект разработанного и построенного в спортивном центре «КАМАЗ-мастер» автомобиля капотной компоновки. Также в ближайшее время команде предстоит продолжить работу по обеспечению надежности рядного шестицилиндрового 13-литрового двигателя, которым с 2019 года должны быть оснащены все спортивные грузовики, выступающие на ралли «Дакар».

Ирина Рахимова, по материалам kamazmaster.ru