Мнение

Что дает британское образование?

Наталья Мосунова,

преподаватель Университета Восточной Англии

Фото: Samot / shutterstock.com

Как-то так вышло, что в последнее время мы часто говорим про soft skills. И почти каждый раз возникает вопрос про связь образования и выработки всех этих attitude, communication, creative thinking, teamwork, networking, decision making, time management, problem-solving, critical thinking, conflict resolution и так далее (сразу скажу, что я считаю этот список открытым уже в силу того, что мы говорим о навыках, которые трудно измерить и локализовать в каких-то терминах). Использую англицизмы потому, что не всегда существует точный перевод на русский (networking, например).

По роли этих навыков в российской системе образования у меня есть вопросы, а вот наблюдениями за британским образованием поделюсь.

Конечно, отдельного предмета с программой утвержденной министерством нет и быть не может. Однако начиная со средней школы и до окончания всех форм университетского образования эти и не только эти навыки развиваться будут просто потому, что система так устроена.

*Тут мы делаем скидку на британский сарказм*

Некоторые считают, что главное отличие частной школы от государственной — это то, что в частной есть регби. Мнение сомнительное потому, что и в хороших государственных регби есть. Почему это важно? Потому что британцы считают, что в процессе этой игры мальчики приобретают лидерские качества и навыки командной работы и учатся конкурировать по правилам. По этой же причине почти весь остальной обязательный спорт в английских школах – это командные игры, и за них нет оценок.

В тех же школах у родителей доступ к учителям дважды в год по 10 минут. То есть все вопросы: что не так с моей работой, как исправить, можете ли вы мне помочь, а кто может
и когда и т. д. и т. п. — решаются самими учениками в переговорах с преподавателями. Так что тут и communication, и decision making, и time management, и problem-solving, и даже conflict resolution включаются.

Critical thinking — это просто центральная идея британского образования. Уже в школе задание может быть сформулировано как «Прочитайте про одно и то же событие на сайте ВВС, в желтой прессе и в оппозиционном источнике. Проанализируйте информацию. Объясните, какому источнику и в какой мере вы будете доверять и почему». То есть стандартов хорошего и плохого, правильного и неправильного нет. Не ждите на английском «Образ Оливера Твиста» или «Тема эксплуатации в Робинзоне Крузо» — все будет сложнее.

Начиная со школы и, разумеется, в университете просто за «правильно» по
гуманитарным предметам ставится оценка, идентичная нашей тройке. Потому что важен не пересказ, а найденные учащимся связи с другими явлениями (это четверка) и создание каких-то своих теорий, заключений и предложений (это пятерка).

В университетах многие из этих навыков будут развиваться за счет внеурочной деятельности, которая как бы и необязательна, но которой не избежать, потому что без этих активностей в резюме нет шансов на трудоустройство. Обязательные socials — встречи на дринк несколько раз в семестр, где невозможно отмолчаться. Факультативы по Networking, в том числе с рекрутерами и представителями вашей профессии в таком количестве, что положенные 10 минут на беседу с каждым ваш внутренний будильник будет отмерять автоматически.

Турниры по переговорам начиная с шестой недели первого курса. Полная организация всех соревнований, не связанных напрямую с лекциями и семинарами, например по международному арбитражу, включая поиск спонсоров и тренеров и много чего еще — на студентах, не на преподавателях.

То есть, специальных предметов по conflict resolution, скорее всего, не будет, но жизнь заставит с этим разобраться.

Все это не означает, что британское образование идеально — у меня к нему длинный перечень вопросов. Но так получилось, что необходимые и важные навыки для карьеры, оно, так или иначе, развивает.