Право

Административные барьеры при оказании медицинской помощи

Анастасия Ростиславова,

начальник отдела контроля органов власти Тульского УФАС России

На 2018–2020 годы утвержден Национальный план развития конкуренции в РФ (далее — ​Национальный план), для реализации которого Правительство Российской Федерации до 01.07.2018 должно утвердить планы мероприятий по развитию конкуренции на 2018–2020 годы в отраслях экономики. Этот, несомненно, актуальный документ в идеале должен послужить успешному развитию в различных сферах бизнеса.

Должны быть определены перечни ключевых показателей, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов в отраслях экономики и развития конкуренции согласно приложению к Национальному плану — ​Перечню отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции. Одна из отраслей, указанных в данном перечне, — ​здравоохранение (в том числе рынки лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, медицинских услуг).

О каких результатах идет речь в данной сфере:

  • обеспечение функционирования рынков лекарственных препаратов для медицинского применения и рынков медицинских изделий на принципах взаимозаменяемости;
  • снижение цен на лекарственные препараты;
  • обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы обязательного медицинского страхования (далее — ​ОМС) за оплату медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках программы гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

ФАС России должна включать в Доклад о состоянии конкуренции, в частности:

  • сведения о выполнении мероприятий, достижении ключевых показателей, предусмотренных Национальным планом;
  • основные проблемы, тенденции и предложения по развитию конкуренции в отдельных отраслях;
  • оценку состояния конкуренции в субъектах РФ.

На примере здравоохранения рассмотрим, каким образом можно достичь результатов развития конкуренции в данной сфере.

Функционирование рынков лекарственных препаратов для медицинского применения

В 2016 году институт предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, стал применяться в случае выявления признаков нарушения ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В июне 2017 года Тульское УФАС России выдало Министерству здравоохранения Тульской области (далее — ​Минздрав ТО) предупреждение о прекращении действий, связанных с невключением в Перечень лекарственных препаратов, закупаемых государственными учреждениями здравоохранения Тульской области (далее — ​Перечень), сведений обо всех существующих лекарственных формах лекарственных препаратов, входящих в Государственный реестр лекарственных средств (далее — ​Реестр).

В технических заданиях требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых лекарственных средств ГУЗ ТО указывали, исходя из сведений, содержащихся в Перечне. К примеру, в Реестре зарегистрировано два лекарственных препарата с МНН (1) «Инфликсимаб» с дозировкой 100 мг:

  • «Фламмэгис» с лекарственной формой «лиофилизат для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий»;
  • «Ремикейд» с лекарственной формой «лиофилизат для приготовления раствора для инфузий».

Оба препарата входят в Реестр, однако ГУЗ ТО в техническом задании на закупку «Инфликсимаба» указывали требования, руководствуясь Перечнем: лекарственная форма — ​лиофилизат для приготовления раствора для инфузий (дозировка — ​100 мг). Под такие требования подпадал только лекарственный препарат с торговым наименованием «Ремикейд».

«Дефекты» Перечня приводили к отклонению заявок лиц, участвующих в гос­закупках, «тиражированию» жалоб в рамках 44-ФЗ (2). Кроме того, было необходимо принять меры по поддержанию регионального Перечня в актуальном состоянии и свое­временному доведению до госзаказчиков и заинтересованных лиц об изменениях и дополнениях, вносимых в Перечень.

Исполнение выданного Тульским УФАС России предупреждения способствовало улучшению лекарственного обеспечения пациентов больниц лекарствами и развитию конкуренции на рынке лекарственных препаратов для медицинского применения.

Обеспечение недискриминационного распределения финансовых средств системы ОМС

В сентябре 2017 года Тульское УФАС России выдало Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Тульской области (далее — ​Комиссия) предупреждение о недопустимости создания преимущественных условий деятельности отдельным медицинским организациям при распределении объемов диагностических услуг в рамках территориальной программы ОМС.

Распределение объемов диагностических услуг в рамках данной программы должно осуществляться в отношении всех медицинских организаций, оказывающих диагностические услуги, включенных в перечень медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС и обратившихся в Комиссию для выделения объемов диагностических услуг.
Анализируя представленные документы, Тульское УФАС России установило, что заявитель включен в реестр медицинских организаций, работающих в сфере ОМС на территории Тульской области, и заявил о готовности проводить магнитно-резонансные исследования (МРТ). Однако Комиссия не установила заявителю объемы МРТ-исследований на 2017 год. Вместе с тем другим хозяйствующим субъектам, в частности ГУЗ ТО, объемы таких исследований были выделены.

Во исполнение выданного предупреждения Комиссия выделила заявителю объемы МРТ-исследований не только на 2018 год, но и на IV квартал 2017 года.

Аналогичные предупреждения были выданы в 2017–2018 годах и по профилю медицинской деятельности «стоматология». Выдавая предупреждения, Тульское УФАС России учитывало, что действующее законодательство не содержит оснований для отказа в предоставлении объемов медицинской помощи для медицинской организации. Аналогичный вывод содержится, к примеру, в Определении ВС РФ (3) от 29.04.2016, в котором суд, в частности, указал, что распределение объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется комиссией в соответствии с законодательно закрепленными критериями, а значит, решение о выделении каждому медицинскому учреждению конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности, так и показателями, применимыми к данному лечебному учреждению.

Предупреждение представляет собой письменное указание ФАС России о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждения, выдаваемые антимонопольными органами в сфере здравоохранения, преследуют своей целью не только развитие конкуренции и активное вовлечение частного сектора в данную сферу, но, главное, интересы граждан, которые смогут получить более качественные и доступные медицинские услуги, лекарства.

Хотелось бы отметить, что ФАС России победила в конкурсе по адвокатированию конкуренции, проводимом Всемирным банком совместно с Международной конкурентной сетью (МКС) за 2017–2018 годы в номинации «Создание рынков для развития частного сектора».

На конкурс был представлен проект «Развитие конкуренции на торгах по закупке лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд путем недопущения индивидуализации объекта закупки через выделение незначительных вторичных характеристик препарата».

Всемирный банк на своем сайте отметил, что с 2010 по 2017 год ФАС России осуществляла деятельность по адвокатированию устранения наиболее типичных и ненужных характеристик продуктов, которые ограничивали конкуренцию и поощряли сговоры на рынках фармацевтических закупок (4).

Развитие конкуренции в данной сфере приведет к снижению цен, повышению доступности лекарств для населения и более эффективному расходованию бюджетных средств.

1 Международное непатентованное наименование. 2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 3 Дело № 309-КГ16–3191, А76–7175/2015. 4 По информации сайта ФАС России fas.gov.ru/news/24414 (дата обращения: 06.03.2018).